Знаменитая ограда Летнего сада – один из символов Петербурга - появилась с 1771 по 1884 гг. Авторы ее Ю.М.Фельтен и П.Е. Егоров. Эту ограду, изумительную по совершенству пропорций, Анна Ахматова назвала "Лучшею в мире": «Я к розам хочу,
В тот единственный сад
Где лучшая в мире стоит из оград.»
Для ограды использовали 36 "столбов дикого морского камня", добытого в каменоломне близ села Путилова, находящегося в предместьях Петербурга. Столбы превращались в колонны каменотёсами села Путилова Шлиссельбургского уезда, а решётка изготавливалась в 1773-1777 годах тульскими мастерами на заводе купца Денисова.
Интересно, что венчающие столбы гранитные вазы и урны в первоначальном проекте не предусматривались. Их установили только в 1784 году.
Существует легенда, которая рассказывает об одном англичанине. Он был очень богат, много слышал про Санкт-Петербург, и однажды на склоне лет решил обязательно его посетить. В одну из белых ночей его яхта доплыла до Санкт-Петербурга, остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как по его словам ничего более прекрасного он уже увидеть всёравно не может. Через некоторое время яхта взяла обратный курс.
Другая легенда рассказывает о том, что в 1930-х годах американцы предлагали продать им ограду Летнего сада за сотню новых паровозов.
Николаем I Летний сад был открыт для гуляния только "всем военным и прилично одетым, простому же народу, как-то мужикам, проходить через сад ... вообще запретить". Вход в Летний сад был платным, цены на услуги устанавливались достаточно высокими.
Летний сад был любимым местом многих известных людей. Здесь отдыхали В. А. Жуковский, П. И. Чайковский, И. А. Гончаров, М. П. Мусоргский, И. А. Крылов, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Т. Г. Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями. Пушкин писал своей жене:
"Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома."
В 1830-е годы появилась традиция - устраивать в Летнем саду смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.
10 сентября 1839 года в Летнем саду была установлена ваза из розового порфира. Эту вазу подарил шведский король Карл XI императору Николаю I. Вазу выполнили мастера из города Эльфдалена, потому её назвали вазой из эльфдальского порфира.
Она искусно собрана из пяти отдельных частей так, что выглядит единым целым. К сожалению, в 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась.
Сейчас после реставрации она снова вернулась в Летний сад. Порфировая ваза выполнена из розового гранита, имеет высоту вместе с постаментом – 485 см, а максимальный диаметр – 134 см.
12 мая 1855 года рядом с Чайным домиком был торжественно открыт памятник И. А. Крылову. Его автор - известный Пётр Карлович Клодт. Памятник планировалось установить перед Публичной библиотекой или Академией наук, однако Николай I не одобрил данное местоположение скульптуры. В итоге памятник оказался в Летнем саду.
У подножия памятника расположились герои басен Крылова.
4 апреля 1866 года во время утренней прогулки по Летнему саду на императора Александра II было совершено покушение. Террорист Дмитрий Каракозов стрелял почти в упор, однако оказавшийся рядом костромской мещанин Осип Комиссаров вовремя оттолкнул руку стрелявшего. В память о спасении Александра II на месте происшествия в 1866-1868 годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р. А. Кузьмина. Сначала она была деревянной, через год стала мраморной. На её стене висела мраморная доска с надписью: "Не прикасайся к помазаннику моему".
После 1917 года стали появляться планы переустройства Летнего сада, дабы здесь могла гулять совершенно любая публика. Однако средств на это не нашлось. Часовня в ограде Летнего сада закрылась в 1918 году.
В 1924 году Летний сад пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные работы начали только через десять лет. Тогда, в 1930-х годах, была разобрана часовня в ограде Летнего сада. Была предпринята попытка восстановить центральные ворота, но их поиски не увенчались успехом. Образовавшийся проём пришлось закрыть вновь изготовленным звеном ограды, а двое малых ворот для симметрии сместили к центру.
Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном - склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.
После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен. В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы и гости города. Здесь играли симфонические и духовые оркестры, устраивались художественные выставки.
В 1970-х годах вандалами в Летнем саде было разрушено значительное количество бюстов и скульптур. С 1984 года оригинальные произведения искусства стали постепенно заменять на копии.
Летнему саду относительно повезло: статуи в утиль не сдашь, да и секцию решетки в скупку не примут. И вандалы не так уж часто атакуют Летний сад, редко, но метко.
В 1979 году неизвестные устроили в Летнем саду ночной погром - с пьедесталов были сброшены 10 статуй. Тогда-то в саду и появилась круглосуточная охрана.
В 2001 году пьяный петербуржец забрался на решетку Летнего сада и уцепился за гранитную вазу. Милиция увезла акробата проспаться в отделение.
В 2003 году двое курсантов Военного университета связи надругались над статуей Минервы: вырвали у нее мраморное копье и стали бегать друг за другом, а потом от милиции. Когда их догнали, пьяные весельчаки не смогли связать и двух слов.
В 2006 году кто-то устроил акт показательного вандализма: снял с постаментов 8 бюстов, но не повредил, а просто положил на землю лицом вниз.
Это, разумеется, не считая огромного числа отбитых у статуй носов и пальцев. У кого-то кусочек Летнего сада до сих пор хранится дома.
Но в обновленном саду охота за сувенирами теряет смысл: на постаментах - дешевые копии. По мнению многих экспертов и историков, это и есть самый главный акт вандализма.