Летний сад – оазис среди каменных джунглей, любимое место прогулок для жителей центральной части Петербурга, чудесное, когда-то, место.
Здесь сделал первые шаги мой сын…
На марке изображена дорожка сада, ведущая к Кофейному домику
и скульптура «Похищение сабинянки» на переднем плане:
Летний сад – самый старый сад Санкт-Петербурга. Уже весной 1704 года Пётр I пишет боярину Стрешневу указание прислать в Петербург цветы для своей усадьбы. Он устроил её на берегу Невы, на месте заросшей ельником усадьбы шведского майора Конау. Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть "летником". Потому и назвали его Летним. Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.
Его строительство было доверено Ивану Матвеевичу Угрюмову. Он же разбивал здесь цветники. В 1706 году Пётр I приказывал привести сюда из Гамбурга каштановые деревья, а из Любека - кусты сирени и цветочные семена
18 августа 1710 года архитектор Доменико Трезини начал строительство каменного Летнего дворца. С его южной стороны был выкопан гаванец, вода подходила вплотную к стенам. То есть здание с трёх сторон омывалось водой, войти в него можно было только с лодки.
На одной линии с Летним дворцом архитектором Г. И. Маттарнови в 1714 году было поставлено три открытых галереи ("люстгаузы"). Здесь отдыхали в непогоду. В средней из галерей находилась мраморная статуя богини Венеры. Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент XI. По указу царя Венеру охранял часовой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела. Галереи, так же как и Летний дворец, стояли на самом берегу Невы. Берег был укреплён сваями. Позже он был отодвинут вглубь реки.
В первой половине XVIII века в моде были регулярные парки, именно по такому принципу Летний сад и организовывался. По его территории проложили прямые аллеи. Деревья и кустарники аккуратно подстригали в форму куба, шара или пирамиды. Садовыми работами руководил голландец Ян Роозен.
По проекту Ж. Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца в 1718 году был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные (дикобраз, синяя лисица). Рядом с Птичником, там где сейчас находится памятник Крылову, был устроен Дельфиновый каскад. Так называли фонтан, украшенный вазами в виде дельфинов.
На территории Первого Летнего сада был вырыт Овальный пруд. В его центре находился островок с беседкой, которую Пётр I мог посещать во время раздумий. От края пруда до беседки царя на небольшой лодке первозил один из придворных карликов. Этой беседки долгое время в пруду не было, после реставрации сада она появилась снова:
Южная часть Второго Летнего сада была занята искусственным прудом, где разводили разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень.
О появлении в Летнем саде нравоучительных скульптур-фонтанов в 1735 году Якоб Штелин написал так:
Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим, сделал две куртины или небольшие парки, окружённые высокими шпалерами, с местами для сидения. Государь часто приходил смотреть на его работу и, увидевши сии парки, тотчас вздумал сделать в сем увеселительном месте что-нибудь поучительное. Он приказал позвать садовника и сказал ему: "Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако, не прогневайся, что я прикажу тебе боковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нём что-нибудь поучительное. Как же бы нам это сделать?" - "Я не знаю, как это иначе сделать, - отвечал садовник, - разве ваше величество прикажете разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать". Государь смеялся сему предложению и сказал: "Ты почти угадал; однако читать книги в публичном саду неловко. Моя выдумка лучше. Я думаю поместить здесь изображения Езоповых басен"... [Цит. по 1, с. 77]
В Летнем саде разместили более шести десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни.
В том Летнем саду, что знаю я, фонтанов не было, их закопали еще при Екатерине II. 8 штук появилось в обновленном саду после реконструкции, 7 копий и 1 восстановленный подлинный.
По по замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания (1), коллизии из "Метаморфоз" Овидия (2), идеальная модель Земного мира (3) и реальное его воплощение (4). Для осуществления данного плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII - начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже более двухсот. Их авторами являются такие скульпторы, как Д. Бонацца, П. Баратта, А. Тарсиа, Д. Зорзони, А. Корсини и многие другие итальянские мастера.
После реставрации Летнего сада в 2009-1012 г.г. все скульптуры, кроме двух (статуи "Вакха и "Ништадского мира"
) были заменены на копии, выполненные из искуственного мрамора и полиэфирной смолы.
С 1721 года, когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией. В Летнем саду Пётр I не редко устраивал праздники, здесь он проводил знаменитые петровские ассамблеи. Широко известные в России выражения "штрафная" и "пей до дна" начались как раз на этих ассамблеях. Именно тогда опоздавшему стали подносить "штрафной" кубок вина, который он должен был выпить "до дна".
При императрице Анне Иоанновне в Летнем саде устраивали медвежьи, волчьи и кабаньи травли. Животные носились по саду, ломая скульптуру и вытаптывая растения. По окончанию "забавы" трупы животных отдавали в петербургские мясные ряды. Именно при Анне Иоанновне появилась традиция прятать на зимнее время скульптуры в деревянные ящики.
С мая 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Летнем саду по четвергам и воскресеньям разрешались прогулки прилично одетых посетителей. При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми. С мая 1773 года в Летнем саде стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" тогда отмечала, что девушек сопровождала "толпа глазеющих гуляльщиков", которые вели с девицами беседы о "разных материях" и отмечали их "благородную незастенчивость». :flirt: