О Тарасе Шевченко. Ольга КРАВЕЦ
Пожалуй, сегодня, как никогда, личность Тараса Григорьевича Шевченко вызывает споры диаметрально противоположных по убеждениям оппонентов. Для одних великий Кобзарь – это настоящий идол, изображения которого, украшенные рушником, висят в «красных углах», перед его статуями чуть ли не молятся.
А для других – полная противоположность, «вурдалак», которого якобы следует клеймить позором.
Личность Шевченко, как и любого великого человека, многогранна и неоднозначна. Попробуем рассмотреть ее религиозные аспекты.
10 марта Православная Церковь отмечает память святителя Тарасия, патриарха Константинопольского, небесного покровителя Тараса Шевченко, впрочем, как и других людей, носящих это имя.
Оказывается, оно и не такое уж украинское, а имеет, как и многие наши имена, греческое происхождение.
Святитель Тарасий происходил из знатного рода, получил хорошее воспитание и образование. Это дало ему возможность стать секретарем императрицы Ирины, той самой, при содействии которой была побеждена ересь иконоборчества. Именно по ее воле будущий святитель и стал Константинопольским патриархом, а императрица исполнила его условие – созвать Вселенский Собор. Собор прошел в 787 году под председательством патриарха Тарасия в городе Никея.
Как известно, на этом Соборе вновь было утверждено почитание святых икон. Однако не нужно думать, что жизнь святителя протекала в тиши молитв под покровительством византийских императоров. Как говорит житие – он вел суровую аскетическую жизнь, все свое немалое имение истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в дни празднования Святой Пасхи устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал.
Случилось так, что император Константин Порфирородный вознамерился развестись со своей законной супругой, для того чтобы жениться на своей фаворитке. Для достижения цели император не постеснялся оклеветать императрицу и потребовал ее заточения в монастырь. Святитель Тарасий решительно выступил против беззаконных планов императора, за что подвергся опале. Однако Константин Порфирородный вскоре был низложен своей матерью, императрицей Ириной, и святитель продолжил свое архипастырское служение, которое продолжалось двадцать два года.
Не будем пытаться сравнивать жизненный путь святителя и поэта. Кроме православной веры у них практически нет ничего общего.
Не иначе как по милости Божией крепостной крестьянский мальчик, рано оставшийся сиротой, все-таки получает столичное академическое образование, становится не только художником, но и поэтом, писателем. Он получает свободу. Пусть и не сразу. Помещику Энгельгардту нелегко было отказаться от идеи сделать из крепостного Шевченко домашнего живописца.
И все же, каким христианином был Шевченко?
Ни для кого не секрет, что именно ненависть к русскому самодержавию и Русской Православной Церкви сделала Тараса Григорьевича одним из самых почитаемых поэтов советской поры. Его произведения издавались миллионными тиражами и были обязательными для изучения в программе средней школы. Кроме того, памятников великому Кобзарю было установлено не намного меньше, чем Ленину, вождю мирового пролетариата. Да и внешне эти монументы очень похожи, и если бы не вышиванка и усы, то Шевченко можно было бы и не опознать…
Нет никакого парадокса в том, что та же самая ненависть к русскому самодержавию и Русской Православной Церкви сделали Т.Г. Шевченко настоящим идолом независимости Украины. Некоторые авторы даже именуют его «отцом украинского национализма». Ведь в большинстве своем нынешние руководители «свидомых» – это идейные последователи большевиков, да и сами они происходят, как правило, из бывшей советской номенклатуры, унаследовав умение мимикрировать в любых (внешних и внутренних) условиях политической среды.
Так каким христианином был Тарас Шевченко? Мы привыкли к тому, что поэзия Шевченко считается пронизанной искренним религиозным чувством. Вспомним хоть тот же «Кобзарь». Тарас Григорьевич говорит и о силе молитвы, и восхищается святынями, призывает к прощению врагов. Поэт, казалось бы, полон смирения и надежды. Мало того, именно такое христианское отношение к жизни должно было помочь Шевченко в годы тяжелых жизненных испытаний.
Но на самом деле он враждебен по отношению к Церкви и священникам, не только к католическим, как хотят это видеть некоторые современные «комментаторы», но и к православным. Наверное, можно было бы сказать в оправдание, что живая и наивная простонародная вера Тараса Григорьевича уступила перед натиском модных течений, в результате жизни среди интеллектуальной элиты современной ему России. А церковь и попов в те времена не ругать считалось позорным в среде т.н. интеллигенции.
Но в творчестве Шевченко есть и критика библейских сюжетов, причем занимает она немалое место. Чего стоит поэма «Мария», в которой революционной ревизии подвергается история Нового Завета. Его литературный образ Пресвятой Богородицы – это образ сиротки, батрачки, мужественной матери Христа-бунтаря. Приведем весьма характерную цитату:
Хвала!
І похвала тобі, Маріє!
Мужі воспрянули святиє,
По всьому світу розійшлись.
І іменем твойого сина,
Твоєї скорбної дитини,
Любов і правду рознесли
По всьому світу. Ти ж під тином,
Сумуючи, у бур'яні
Умерла з голоду. Амінь.
А потім ченці одягли
Тебе в порфіру. І вінчали,
Як ту царицю...
Отметим, что некоторые современные исследователи склонны полагать, что Иуда Искариот, как известно, предавший Христа за тридцать сребреников, видел в своем Божественном Учителе лишь Того, Кто смог бы победить римских завоевателей, т.е. некоего революционера того времени – бунтаря. И когда этот несчастный бывший апостол понял свою ошибку, разочарование было настолько сильным, что он решил предать Христа. Конечно, это не оправдывает предателя. Однако и в поэзии Т.Г. Шевченко есть похожие «нотки»:
А ти, всевидящеє Око!
Чи ти дивилося звисока,
Як сотнями в кайданах гнали
В Сибір невольників святих,
Як мордували, розпинали
І вішали. А ти не знало?
І ти дивилося на них
І не осліпло. Око, Око!
Не дуже бачиш ти глибоко!
Ти спиш в кіоті, а царі…
Та цур їм, тим царям поганим!
Мало того, Кобзарь напрямую обвиняет Бога в несчастной судьбе людей:
Бо без твоєї, Боже, волі
Ми б не нудились в раї голі.
А може й сам на небеси
Смієшся, батечку, над нами
Та може, радишся з панами,
Як править миром!…
… Звичайне, радость та хвала!
Тобі, єдиному, святому,
За дивнії твої діла!
Отим-бо й ба! Хвали нікому,
А кров, та сльози, та хула,
Хула всьому! Ні, ні, нічого
Нема святого на землі…
Мені здається, що й самого
Тебе вже люди прокляли!
Признаться, от всех приведенных строк «мороз по коже». Это у нормального человека такая реакция. А вот большевистская, а затем советская пропаганда видела в этих виршах страстную любовь к простому народу. Пришедшие на смену партноменклатуре нынешние «свидомые» украинцы видят в них тоже любовь, и не менее страстную, но на сей раз – только к Украине. И действительно, через все творчество Шевченко проходит идея: поэт любит Украину, а она гибнет. И на это, как кажется поэту, равнодушно взирает Господь, которого Великий Кобзарь ненавидит и проклинает. Ужасно, не правда ли?
Несмотря на прошедшие годы, падение самодержавия и появление «незалежности», положение по-прежнему тяжелое. Причем системный кризис проявляется все больше.
Но почему же Украина постоянно балансирует на краю погибели? Так ли виновата «влада», которую все годы независимости все системные и несистемные оппозиции называют «преступной»?
А ведь внешний государственный кризис – это последствие кризиса внутреннего, духовного.
Вот и в творчестве кумира всех настоящих украинцев нарушаются основные заповеди Божии. Сегодня мы особенно наблюдаем нарушение заповеди – не сотвори себе кумира.
А именно такой современный фактический статус у Кобзаря, скажем – самого народного из всех украинских мыслителей.
Общество, попирающее основы бытия, не может быть успешным. Это – аксиома.
Возвращаясь к очередной – 199-й годовщине со дня рождения Т.Г. Шевченко, невозможно не задуматься о посмертной судьбе его несчастной души. Буквально перед смертью в 1860 году рождаются строки:
… Нема тепер нічого…
Ні Бога навіть, ні півбога…
Это жуткий итог жизни Шевченко. Вряд ли патриотические камлания возле памятников помогают его воистину вечной памяти…
Следует отметить ещё один аспект. На этот раз политический. Ибо именем Тараса Шевченко надо бы перестать манипулировать для достижения политических целей.
В июне 1964 года, в год 150-летия со дня рождения Шевченко, в Вашингтоне был открыт монумент в его честь. При этом выступал экс-президент США Эйзенхауэр. В издаваемом в США украинском ежедневнике «Свобода» были приведены, в частности, такие его слова: «Это не только на сегодня, но и на все грядущие времена мы презентуем сегодня миру эту статую Тараса Шевченко, Кобзаря Украины и Борца за Волю, чтобы увековечить веру человека в конечную победу воли». Открытие вашингтонского памятника Шевченко послужило поводом призвать к «новому движению мира за независимость и свободу всех порабощённых [Россией] наций».
Сегодня свобода есть, независимость есть, волю «на все грядущие времена» готовы «мобилизовать» многие фашиствующие организации.
Созидать когда будем? Конечная победа воли – это не созидание.
Пора думать о преодолении кризиса внутреннего, духовного. И очередная годовщина со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко способствует этому, как никогда.
Ссылки:
http://www.nnre.ru/istorija/taras_shevc … zma/p2.php
http://propaganda-journal.net/2023.html
http://days.pravoslavie.ru/Life/life508.htm
Ольга КРАВЕЦ