форум филателистов (тематическая филателия) / Русский Мир / ФилФорум / Филателия +18

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Казачество

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Казачество

http://s1.uploads.ru/t/hME6y.jpg

Тема о настоящих казаках и казачестве, которые вместе с Армией России и Флотом были есть и будут истинные союзники России, а не ряженные клоуны, которые называют себя "казаками" и при это ненавидят Великую Россию или те кто предал Россию и воевал против нее. Таких казаков не бывает в природе!
Те кто ненавидит Россию или воевал против Нее не казаки!

Тема о настоящем казачестве!!

http://s1.uploads.ru/t/FSfYA.jpg     http://s1.uploads.ru/t/rZyi4.jpg

http://s1.uploads.ru/t/WbLPK.jpg

http://s1.uploads.ru/t/ZIsNc.jpg

2

Утверждена первая в истории Оренбуржья целевая программа поддержки казачества

Инициаторами принятия документа стали Оренбургское отдельское казачье общество «Первый отдел Оренбургского казачьего войска», Окружная комиссия Приволжского федерального округа в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества, аппарат губернатора и правительства Оренбургской области. Работа над программой осуществлялась при активной поддержке губернатора области Юрия Берга.

Областная целевая программа поддержки казачьих обществ Оренбургского отдельского казачьего общества «Первый отдел Оренбургского казачьего войска» и развития казачьих организаций на 2013-2015 годы была рассмотрена и утверждена на заседании Правительства области 27 июня т.г.

В последние годы существенное изменение претерпела государственная политика РФ в отношении российского казачества. На федеральном и региональном уровнях приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы российского казачества.

Областная программа поддержки казачьих обществ имеет межведомственный комплексный характер. Выполнение мероприятий программы предусматривает их финансирование за счёт средств областного бюджета в объёме 82 988, 7 тысячи рублей.

«Реализация программы наряду с созданием необходимых условий для организации и несения государственной и иной службы казаками, позволит повысить деловую и социальную активность представителей казачьих обществ области. Документ придаст дополнительную значимость духовному, нравственному, гражданскому и военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения казачьих обществ», - считает заместитель председателя Правительства области по военно-патриотическому воспитанию и делам казачества, первый заместитель (товарищ) атамана Оренбургского войскового казачьего общества, член Окружной комиссии Иван Павлычев.

Справочно:

На территории Оренбургской области создано и осуществляет свою деятельность Оренбургское отдельское казачье общество «Первый отдел Оренбургского казачьего войска», которое входит в состав Оренбургского войскового казачьего общества. В настоящее время в составе Первого отдела действует 43 первичных (хуторских, городских, станичных) казачьих общества, члены которых взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы, численностью около 7 тысяч казаков.
Первым отделом заключены соглашения о взаимодействии с: Управлением Министерства внутренних дел РФ по Оренбургской области; Пограничным управлением ФСБ РФ по Оренбургской области; региональным Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; главным управлением МЧС России по Оренбургской области; агентством лесного хозяйства по Оренбургской области. В соответствии с данными соглашениями, Первым отделом накоплен определённый опыт по организации и несению казаками соответствующей службы.


ОРЕНБУРГСКИЕ НОВОСТИ

3

Кавказцы, геть с Кубани!

Губернатор Краснодарского края решил выдавливать кавказцев казачьими дружинами

Казачьи дружины в Краснодарском крае будут бороться с массовым переселением в регион жителей республик Северного Кавказа. Об этом на коллегии ГУ МВД края заявил губернатор Кубани Александр Ткачев. Полный текст его выступления приводит издание “ЮГА.ру”.

Ткачев подчеркнул, что в соседнем Ставропольском крае русские чувствуют себя некомфортно из-за массовой миграции жителей соседних республик. “И сегодня я думал и размышлял, что мы еще успеем: между Кавказом и Кубанью есть фильтр – Ставрополье. Но теперь я вижу, что его нет. Следующие – мы с вами”, – поделился с правоохранителями глава региона.

Губернатор привел в пример историю Югославии, где албанцы в Косово из этнического меньшинства стали большинством (при этом Ткачев перепутал сербов с хорватами – прим.ред.). В связи с этим он подчеркнул необходимость сохранения существующих пропорций между кавказскими народами и славянами.

Казачьи дружины под управлением сотрудников полиции выйдут на патрулирование в Краснодарском крае с 1 сентября. Их численность составит тысячу человек, работа которых будет оплачиваться из краевого бюджета. Всего годовые ассигнования предусмотрены в 650 миллионов рублей при зарплате казачьего дружинника в 20-25 тысяч рублей.

Глава региона пояснил, что полицейские ограничены в своих действиях нормами гражданского общества, но вместе с казаками будут чувствовать себя увереннее. “То, что нельзя вам – казаку можно. В определенной степени, на бытовом уровне, на подсознательном, на понятийном”, – сказал Ткачев.

“Таким образом, я уверен, у нас нет другого пути – мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой”, – подчеркнул губернатор, добавив, что все действия должны оставаться в рамках закона.

Инициативу о совместном патрулировании полиции и казаков положительно оценил замглавы МВД РФ Сергей Герасимов. Он не исключил, что кубанская практика будет впоследствии распространена на другие регионы, сообщает ГУ МВД по Краснодарскому краю.

В управлении рассказали, что отобранные в казачью дружину пройдут курс обучения в полиции объемом в 74 часа. Участники патрулей будут одеты в казачью форму, но без холодного оружия.

Решение о создании профессиональных казачьих дружин было принято краевым парламентом в июле 2012 года. Дружинники будут иметь право требовать прекращения правонарушений и предъявления документов, доставлять нарушителей в полицию, а также проверять зрелищные и увеселительные заведения.

Кубанское казачье войско является некоммерческой организацией. Ее члены принимают на себя обязательство по несению госслужбы, могут на законных основаниях иметь чины, удостоверения и носить погоны. В МВД отметили, что возможность создания официальных казачьих дружин предусмотрена федеральным законом “О государственной службе российского казачества”, принятым в 2005 году.
Губернатор Ткачев о том, от чего спасут Кубань казачьи дружины:

Мы сознательно пошли на этот проект, эксперимент. Впервые в России будут созданы казачьи дружины – 1 тысяча казаков будут помогать наводить общественный порядок на территории нашего края.
Знаете, это не прихоть, или просто нам так захотелось, или мы в угоду модным течениям. Нет и еще раз нет.

Вы видите, что на протяжении последних 10-20 лет мы сознательно поддерживаем казачество, это наша культура, традиции, песни. По большому счету, ведь еще и сто лет не прошло, как на кубанской земле жили казаки. А ведь казаки – это народ, как русские, татары, мордвины и т.д. Это народ, входящий в Российскую Империю. Потом он лишился этого статуса, никто и не претендует на возвращение, но тем не менее…  Это была своя ментальность, культура, обычаи.

Эта земля, по большому счету, не принадлежала Российской Империи, она принадлежала кавказским народностям, черкесам. Потом попала под влияние Турции, и  Екатерина II вынуждена была идти на компромисс с запорожскими казаками – достаточно независимыми, вольными людьми, хлебопашцами, свободными, крепкими, державными.

Это наши предки, в наших жилах течет их кровь. Именно от них пошло “За царя, за веру, за Отечество”. Они и пахали земли, и работали, не щадя себя, на свою семью, у них были наделы. В то же время, когда звучал горн, когда нужно было, они вставали в ряды, на коня и уходили в походы далеко за пределами края.
Поэтому эта земля – славный кусок земли юга Российской Империи – стала частью нашей великой страны. Если Петр I освоил европейские просторы, то Екатерина именно через казаков – Юг России. А это земля, зерно, хлеб, благополучие для родной страны.

Прошло всего 100 лет – ничтожно мало. И этот народ имеет право на существование, на то, чтобы жить на этой земле и, самое главное, защищать ее. Потому что если мы с вами не будем постоянно об этом говорить, писать, рассказывать, значит, мы просто растеряем нашу самобытность. Мы перестанем быть общностью, перестанем быть регионом, который самостоятельно следит за порядком,  ценит свои традиции, отвечает за свои поступки, у которого высокий уровень патриотизма. Это принципиально важно.

Я скажу следующее наблюдение. Есть Ставропольский край – наши соседи, наши братья, и мы видим, насколько там потеряно чувство общности, солидарности и в т.ч. культурное наследие.

И эти земли очень легко завуалируют другие народы. Прежде всего, кавказских национальностей. По причине того, что они – близко, они интегрируются в Ставрополье. И сегодня мы видим, что количество переселенцев (это и бизнес, и экономика, и родственные связи) переходит в качество.  И, по большому счету, уже русская часть населения там чувствует себя некомфортно.

Некогда народ, который, собственно, создал, завоевал этот благодатный хлебосольный регион со своими традициями (в т.ч. и казачьими), год за годом сдает позиции.
И сегодня я думал и размышлял, что мы еще успеем: между Кавказом и Кубанью есть фильтр – Ставрополье. Но теперь я вижу, что его нет. Следующие – мы  с вами. А кто будет отвечать, когда здесь прольется первая кровь? Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет. Я говорю – количество переходит в качество.

Мы видим это по Югославии – албанцы, хорваты… Сначала хорватов было 80%, албанцев – 20%. Потом стало все наоборот, буквально через 50 лет. Они стали рушить храмы, стала доминировать своя культура, религия, начались конфликты, выдавливание, кровь, война малая, война большая. И все – нет страны, нет народа, тысячи беженцев  по всему миру и т.д.

Я не хочу драматизировать и надеюсь, что так не будет. Но мы должны сегодня (а может, уже и вчера) по-новому отстаивать свою независимость, свои устои и традиции. И соотношение кавказских народов, которые сложилось здесь  традиционно (это армяне, адыги, дагестанцы), в пропорциях по отношению к русскому народу, славянскому народу.

Это всех устраивает, в т.ч. числе и национальные общины. Они понимают прекрасно, что интегрированы в российскую культуру, им комфортно, многие занимаются тут бизнесом, имеют свои доходы. Они понимают, что миграция с других территорий, засилье и увеличение численности населении той или иной нации помешает им же. Они также этого боятся. Те люди, которые исконно живут здесь 100, 200, 50 лет.

И я ничего такого крамольного не говорю. Я отстаиваю интересы как русского народа – большинства, 80% Кубани, так и многонациональных народов (Кавказа и не только Кавказа), которые проживают на территории нашего края.

Этот баланс сложился годами, десятилетиями, столетиями, и мы должны его ценить. Если он будет иметь перекос – рано или поздно или казаки, или любые другие народы начнут заявлять о себе, начнут громко говорить, что-то делать – значит, может случиться конфликт.

Возможности и права у полицейских и всей правоохранительной системы края и страны достаточно высокие, мы прекрасно понимаем. Но существуют и ограничения – тем более, мы видим, в последнее время, в последние годы в условиях демократии, повышенного отношение к правам человека, гражданского общества. То, что вчера прощалось милиционеру, сегодня полицейскому не прощается. И административная машина работает в т.ч. и против вас.

Во многом это делается  ради “красного словца”, ради угоды моде, но это, безусловно, разрушает определенные принципы.

Я не совсем согласен с такой постановкой. Если мы разрушим авторитет милиции и ее сущность, если мы будем унижать рядового милиционера, сержанта или генерала (где зазря, а где и по делу), то потом все мы – простые граждане, большинство – будем страдать. А кто нас будет защищать, кто пойдет за нами, кто вступится за нас? Это тоже реалии сегодняшнего дня.
Поэтому когда казаки будут стоять вместе с вами на защите нашего Отечества, правопорядка – это серьезный щит. С народом воевать никто не хочет. Мы когда приезжаем в кавказские республики или Европу, мы всегда пытаемся подстраиваться под их жизненные принципы и устои: громко не говорим на своем языке, не делаем каких-то неадекватных действий, чтобы быть незаметным.

Это нормальное цивилизованное поведение человека. Но мы видим, как наши гости ведут себя совершенно по-другому – особенно, на побережье. Могут включить национальную музыку и ехать по набережной, где ездить нельзя, обращать на себя внимание. Вести себя нагло, цинично.
Мы прекрасно понимаем: с народом воевать бесполезно, этого все бояться. Поэтому когда казачество будет рядом с представителем правопорядка, с полицией, то и вы будут чувствовать себя увереннее.
То, что нельзя вам – казаку можно. В определенной степени, на бытовом уровне, на на подсознательном, на понятийном.

Таким образом, я уверен, у нас нет другого пути – мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой (откуда прибыл, зачем и т.д.). Чтобы те, кто пытается  просто “на дурака” сюда приехать, застолбить, заниматься провокациями или неправомерным бизнесом, понимали, что на Кубань лучше не ехать.

Здесь кубанцы, здесь у них свои законы, здесь они достаточно жесткие ребята. Есть полиция работающая, есть казачество, лучше я поеду в другое место. Так и надо действовать: жестко, решительно, основываясь на законах края и РФ. Но системно и последовательно, по всей поляне, во всех городах нашего края. Особенно, конечно, касается побережья, там, где мы особо видим этот перекос, мы видим этим тенденции, и с каждым годом количество растет.
Поэтому сознательно: тысяча казаков, 650 млн. рублей в течение года. Зарплата около 20-25 тысяч.

Не отталкиваете их от себя,  а вовлекайте в свою “веру”. Они – и ваша защита. Мы таким образом увеличим количество людей, которые должны контролировать наш край.

4

-Наконец то -

5

Союз казаков России и Синоидальный комитет РПЦ по взаимодействию с казачеством подписали Соглашение о взаимодействиии

http://s1.uploads.ru/t/RlYzL.jpg

30 июня 2012 года в Донском Ставропигиальном мужском монастыре состоялось подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Общероссийской общественной организацией "Союз казаков" и Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством.
Перед церемонией подписания соглашения в Большом соборе Донского монастыря Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл в сослужении ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерея Виктора Крючкова и руководителя сектора СКВК по взаимодействию с казачьими обществами и общественными объединениями казачества иерея Тимофея Чайкина совершил молебен Божией Матери и Святителю Тихону.

orinfo.ru

6

УКРАИНСКАЯ МАЗЕПИАНА: СМЫСЛ И ЗАДАЧИ

http://s1.uploads.ru/t/0QOD3.jpg


Одним из главных объектов исторического мифотворчества на Украине стал гетман Иван Степанович Мазепа. Более того, пожалуй, ни одному гетману Войска Запорожского в последние десятилетия не было посвящено столько исторических работ, как ему. И сегодня «украинская мазепиана» переживает свой расцвет. Ведь если раньше жизнеописание Мазепы рисовали, как пишут сейчас в Украине «виключно чорною фарбою» («исключительно черным цветом») [1], то теперь его образ начинает сиять на историческом украинском пантеоне всё ярче и ярче. Его исторической реабилитации посвятили свои работы десятки украинских «историков-мазепинцев». По его тематике пишут книги и статьи, готовят доклады, дают интервью и даже защищают диссертации [2]. Особенно значительный вклад в «украинскую мазепиану» внесли такие историки  как О. Бодянский, И. Борщак, Б. Кентржинский, С. Килимник, Б. Крупницкий, О. Ковалевская, Т. Мацкив, Н. Мовчанский, А. Оглоблин, С. Павленко, Ю. Пинчук В. Сичинский, О. Субтельный, С. Томашивский и др.     

Стоит напомнить также, что о Мазепе писали Дж. Байрон, Б. Брехт, Ф. Булгарин, Вольтер, В. фон Гайденштам, Р. Готшаль, В. Гюго, Д. Дефо, Б. Залесский, А. Корези,  К. Рылеев, А. Май, Р. Мартель, Т. Падура, А. С. Пушкин, Ф. Равита-Гавронский, М. Сементовский, Ю. Словацкий, А. Соколов, Ф. Тучинский, и др. Мазепу изображали художники. Ему посвящали свои музыкальные и поэтические произведения композиторы и поэты. Иначе говоря, следует признать, что «в Европе имя Мазепы – не пустой звук» [3]. Вопрос другой – чем этот звук наполнен?
Примечательно в этом плане, что, признавая исключительную противоречивость отношения  людей и историков к Мазепе, отмечая, что он стал знаковой фигурой в украинской истории, «мазепинцы» видят в нём «трагическую фигуру украинского ренессанса» [1], чья мечта о  независимости «жевріла» в сердцах лучших сынов и дочерей украинского народа [3]. Именно в данном контексте имя гетмана Мазепы сейчас для многих в Украине является символом борьбы за её «незалежність». Общим местом в трудах современных «мазепинцев» стало мнение, что он – наиобразованейший человек, мудрый и умелый политик [См.: 4], «найвправніший дипломат тодішної Європи» [1], патриот и государственник, полководец и поэт, попытавшийся «зробити з України європейську державу» [1], которому просто не повезло. Согласно их общей позиции, «Мазепа был настоящим патриотом, перед которым стояла идея объединенной Украины, что стремилась бы обеспечить себе полную независимость от России и от Польши;  его план был обдуман и хорошо подготовлен; он шел к нему как к главной цели своей жизни» [4, С. 153].
Чтобы «Украина на вечные времена пользовалась свободно своими правами и вольностями безо всякого ущерба» [5, С. 389], чтобы Пётр не начал закрепощение украинских казаков и крестьян, гетман Левобережья И. С. Мазепа решил «по¬чати боротьбу з московським імперіалізмом за волю України» [6, С. 93]. Его борьба тогда не увенчалась успехом. Но, как писал известный мыслитель и идеолог украинского национализма Д. Донцов, «дух мазепинства… до сих пор бродит по Украине» [7, С. 1094], зажигая в душах «прометеев огонь» знания и веры. «Московскому Ироду» [7, С. 1093] не удалось его уничтожить, как и Ироду Великому не удалось уничтожить Иисуса Христа. И новое поколение украинских граждан уже видит в нём «одного из славных сынов Украины, мечтавшего увидеть свою землю свободной, а народ счастливым» [8, С. 121].
Конечно, каждый народ волен сам выбирать себе героев, но по тому, кто сегодня в стране объявлен героем, мы судим о том, какие ценности, какие поступки, какие идеи в ней сегодня в чести. И мы попробуем в этом разобраться, а для начала посмотрим, что пишут об И. С. Мазепе как о человеке. Каким он был? Как стал  гетманом? Как относился к своим товарищам? Как шёл к пониманию своей борьбы за независимость Украины?
В молодости И. С. Мазепа получил блестящее образование, учась в Киево-Могилянском и Варшавском  иезуитском коллегиумах. Позже, служа при дворе польского короля Яна Казимира, он изучал за государственный счет артиллерийское дело во Франции, Германии, Голландии и Италии. Из языков он, «кроме украинского, хорошо владел русским, польским, латинским, французским, итальянским и татарским языками, читал произведения западноевропейских авторов, имел большую библиотеку» [9, С. 235].  А также писал стихи и играл на кобзе.
Особое впечатление на знавших его современников производила его внешность. Они отмечали его «величественность, чувство достоинства и суровость, которую смягчала элегантность» [9, С. 235]. Особенно его стать и обхождение примечали женщины, и он отвечал им взаимностью, прославившись «своими амурными приключениями… на всю Европу, объединив в одной особе образы Дон Жуана и Джакомо Казановы» [3].   
Впрочем, как относиться к подобного рода оценкам, «историки-мазепинцы» пока окончательно не определились, не очень уяснив для себя, способствуют ли эти «амурные» качества популярности политического деятеля или ей вредят? Так в своей работе «Гетман Иван Мазепа и Москва» А. Оглоблин также отмечает отсутствие документальных данных, подтверждающих любовные похождения Мазепы: «Исследователи уделяют внимание разным россказням о том, как Мазепа увлекался многими, даже чужими женщинами, и на этой почве имел большие неприятности. Все это очень поэтично, романтично, но нет, или почти нет, документальных данных, которые  могли бы это подтвердить» [10, С. 189], - утверждает он, пытаясь известные нам истории оспорить. 
Интересна также и карьера Мазепы. Сначала он «пошел на службу польскому королю» [8, С. 119], где преуспел в придворных интригах и дипломатии, дослужившись до должности покоевого шляхтича. Но после неудачного любовного романа с супругой шляхтича Фальбовского, когда «майбутнього батька української незалежності» [11] Мазепу привязали голым к хвосту лошади [12, С. 768], звонкой пощечины оскорблённого его доносом королю Яна Пасека и символической казни за нарушение польских законов, Мазепа вдруг «понял, что придворная жизнь не для него». Тогда И. С. Мазепа «разрывает со старой жизнью и отправляется к казакам» [8, С. 119]. Сначала он служил ставленнику турок гетману Петро Дорошенко. Но раз по пути в Крымское ханство, куда он вёз хану помимо богатых даров еще и пятнадцать «рабов-украинцев», Мазепа попал в плен к запорожцам Ивана Сирко и в конечном итоге был передан ими гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу. Благодаря ему, Мазепа сделал блестящую карьеру, за несколько лет пройдя путь от учителя детей гетмана до генерального есаула.
Вскоре Мазепе подвернулась возможность подняться на самую вершину казацкой иерархии. «В 1687 году он принял участие в заговоре против гетмана И. Самойловича. Обвинив его в предательстве России, Мазепа занял его место, дав за это царскому воеводе   В. Голицыну 10.000 червонцев» [8, С. 121].
Если быть точнее, 7 июля 1687 года после неудачного похода на Крым группа заговорщиков в составе генеральных судей И. Кочубея и М. Вуяковича, генерального есаула И. Мазепы, генерального обозного В. Дунина-Борковского, полковников Я. Лизогуба, Г. Гамалия, К. Солонины и С. Забилы направили в Москву донос на гетмана И. Самойловича, состоявший из 23 пунктов, включая и обвинение в том, что он пытался сохранять и развивать казачью государственность. В работе В. А. Семененко и Л. А. Радченко «История Украины» по этому поводу сообщается, что «наиболее вероятным претендентом на пост гетмана считался В. Дунин-Борковский, но он отказался выплачивать фавориту царевны Софьи – князю В. Голицыну подарок в сумме 10 тысяч рублей. Он предпочел одолжить их И. Мазепе, а последний потом передал В. Дунину-Борковскому несколько имений и до самой смерти его держал в должности генерального обозного» [13, С. 161].
Здесь мы впервые сталкиваемся с тем, что И. С. Мазепа совершает сразу два довольно неблаговидных поступка: он доносит на своего благодетеля, обвиняя в предательстве того, кого сам предает, и даёт огромную по тем временам взятку [14], чтобы получить пост гетмана. Впрочем, подобные действия для старшины тогда были нормой,  и чего не сделаешь во имя свободы своего народа, а о том, что И. С. Мазепа горячо любил свой народ, свою многострадальную Украину говорили хотя бы те многочисленные храмы, которые Иван Мазепа построил за свои средства. Его благотворительная деятельность стяжала ему славу «незабвенного покровителя духовной и культурной жизни» [5, С. 375]. Восхищённые современники посвящали ему панегирики, поэмы, драмы. В одной из них, драме тогдашнего ректора Киево-Могилянской академии Феофана Прокоповича «Владимир» И. С. Мазепа, в частности, сравнивается  с крестителем Руси князем Владимиром.
Библиография и примечания
1. Козаченко І. П. Гетьман Іван Мазепа – державний та політичний діяч України [Электронный ресурс] / І. П. Козаченко. - Электронный ресурс: http://www.ref.by/refs/33/6257/1.html
2. Следует отметить, что в огромном списке из более двух тысяч публикаций, посвящённых гетману Мазепе, диссертаций всего пять. Причём четыре из них – по филологии.  А пятая – посвящена мазепинской библиографии (См.: Ковалевська О.  І. С. Мазепа в історіографії XVIII–XX століть. Дисерт., досл. на здобуття наук. ступ. канд. іст. наук. Донецьк, 1997. – 185 с.). Это обстоятельство дало основание профессору А. Г. Бесову утверждать, что «к современной исторической науке украинская мазепиана, по большому счёту,  отношения не имеет» [Бесов А. Г. Мазепиана Т. Г. Таировой-Яковлевой  [Электронный ресурс] / А. Г. Бесов. – Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/2011/07/28/ma … voj.html].
3. Кравченко В. Кого ж зрадив гетьман Мазепа? Кацапщину чи битьківщину? [Электронный ресурс] / В. Кравченко. - Электронный ресурс: wwwlebedyn.com.ua.
4. Борщак І., Мартель  Р. Іван Мазепа. Життя й пориви великого гетьмана / Ілько Борщак, Рене Мартель; Пер. з фр. М.Рудницького. - К.:Свенас, 1991.-136 с.
5. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины с приложениями и дополнениями / Составители И. И. Брояк, В. Ф. Верстюк / М. С. Грушевский. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. – 768 с.   
6. Панас К. Історія Української Церкви / С. Панас. – Львів: НВП Трансінтех, 1992. – 160 с.
7. Визвольний шлях» Суспільно-політичній ї науково-літературний місячник, Лондон, «Українська видавнича спілка», Жовтень, 1957.
8. Мисан В. Рассказы по истории Украины / Виктор Мисан. - К.: Генеза, 1997. – 324 с.
9. Швыдько А.К. История Украины XVI – XVIII веков. – К.: Генеза, 1999. – 367 с.
10. Бузина О. Тайная история Украины-Руси / О. Бузина. – К.: Довіра, 2007. – 319 с.
11. Ревчук Р. Удастся ли Януковичу завершить дело Мазепы? [Электронный ресурс] / Р. Ревчук. – Электронный ресурс: http://www.pravda.com.ua/rus/articles/2 … 3/6445258/
12. Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 1024 с., илл.
13. Семененко В. И., Радченко Л. А. История Украины с древнейших времен до наших дней, изд. 3-е, исправленное и дополненное В. И. Семененко, Л. А. Радченко. – Х.: Торсинг, 2003. - 480 с. 
14. Примечательной в этом плане является яркая по содержанию и насыщенная фактическим материалом работа журналиста С. О. Павленко, названного «самым крупным» [в оригинале: найбiльш потужним – А. С.] во всей Украине знатоком и пропагандистом гетмана Мазепы. В своей монографии «Міф про Мазепу» он «успешно»  развенчивает двенадцать мифов, порочащих честное имя великого гетмана. В том числе и обвинения в даче взятки В. В. Голицыну [См.: Павленко С. Міф про Мазепу / С. Павленко. – Чернiгiв: Сiверянська думка, 1998. - С. 45-80], которую, естественно, ни Голицын, ни Мазепа нигде не подтверждают. Окрылённый этим, С. О. Павленко уверен, что это – не более, чем «нелепая легенда», так как у Мазепы не могло быть такой суммы. И вряд ли кто-то мог её ему одолжить. Тем более, в походе. Да жалование у старшины было слишком маленьким, чтобы Мазепа мог такой суммой располагать. В частности официальный годовой доход генерального обозного составлял всего 200 рублей (С. О. Павленко).  И мы должны КАК БЫ верить, что тогда, в отличие от нашей щедрой для чиновников эпохи, всесильные гетманские «олигархи» жили только на одно своё жалование. Когда современный работник державной автоинспекции имеет дорогую иномарку, стоимость которой превышает его зарплату за двадцать лет, нас не удивляет. А что казацкая старшина при своих маленьких жалованиях обладала огромными богатствами, включающими  тысячи, а нередко и десятки тысяч  душ, нас должно удивлять? Когда чиновники с зарплатой не больше учительской покупают престижные квартиры, ежегодно ездят всей семьей заграницу на отдых, иногда чартерными рейсами, мы должны считать, что они на одну зарплату живут. Хотя сами чиновники в таких случаях говорят: «зарплата маленькие, но возможности большие». Однако неужели С. О. Павленко этого не знает?

7

70 лет «Кущевской атаке»

http://s1.uploads.ru/t/90baO.jpg

исполнилось  70 лет со времени знаменитой атаки 4-го кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Она вошла в историю как «Атака под Кущевской», за которую 27 августа 1942 года корпус в числе первых воинских подразделений получил звание «гвардейский».

http://s1.uploads.ru/t/JKGTd.jpg

Заняв 23 июля 1942 года Ростов-на-Дону, немецкая группа армий «A» начала наступление на Кубань. 30 июля 1942 года горнострелковый разведывательный отряд, шедший во главе 4-й горнострелковой дивизии вермахта, вышел к реке Ея западнее Кущёвской. У моста разведывательный батальон 94-го горнострелкового полка залёг, дожидаясь подхода 91-го стрелкового полка.

http://s1.uploads.ru/t/pZTBC.jpg

Последовавшая атака этого полка была отбита огнем советских войск. Тем временем основные силы 4-й горнострелковой дивизии без успеха попытались расширить захваченный плацдарм у Ленинского. Немецкое командование решило использовать плацдарм у Кущёвской, удерживаемый соединениями 73-й и 125-й дивизий.

1 июля бои у Кущёвской продолжились. Утром 31 июля пехота вермахта начала наступление на позиции 12-й Кубанской и 116-й Донской кавалерийских дивизий, оборонявших станицы Шкуринскую и Канеловскую. Казаки перешли в контратаки и сумели отбросить противника, но соседняя 18-я армия продолжала отступать. 31 июля входившая в её состав 216-я стрелковая дивизия оставила Кущёвскую. С наступлением ночи 15-я кавалерийская дивизия попыталась выбить противника из станицы, но не смогла. Тогда-то командование и решило ввести в бой 13-ю казачью кавалерийскую дивизию полковника Миллерова. входившую в состав 17-го Кубанского казачьего корпуса. Корпус этот формировался из казаков и самими казаками на казачьи средства.

Дивизия состояла из трех кавалерийских полков и артиллерийского дивизиона. Казачьи эскадроны, используя высокую суданку, кукурузу и подсолнухи, зелёной стеной подступившие к самой Кущевской, в ночь с 1 на 2 августа скрытно заняли исходное положение для атаки. Утром, когда фашистские солдаты потянулись к кухням за завтраком, части дивизии в конном строю внезапно атаковали противника и ворвались в станицу. Паника у врага была страшная, и пока экипажи танков пытались добежать до машин и организовать отражение атаки, казаки зарубили более тысячи немецких солдат и офицеров, а около 300 фрицев захватили в плен.


http://s1.uploads.ru/t/NdfPy.jpg


Придя в себя, фашисты предприняли контратаку, пустив на конницу мотопехоту и танки. Вот тут-то и пришло время действовать пушкам противотанкового истребительного дивизиона капитана Чекурды. На казаков двинулось 45 танков, Чекурда приказал выкатить пушки на прямую наводку. И как только танки приблизились, на них обрушился шквал огня. Первая контратака стоила фашистам четырех бронированных машин, вспыхнувших факелами. Остальные повернули вспять. После второй контратаки немцы недосчитались еще семи танков.

Во время третьей контратаки противника во встречный бой ринулась кавалерия. Казачья лавина, развернувшаяся на два километра по фронту, сверкая клинками, двинулась на немцев. На врага это оказало ещё и сильное психологическое давление. Казаки приближались вплотную приближались к танкам и на скаку забрасывали их гранатами и бутылками с зажигательной смесью.
В этом бою что было изрублено и раздавлено около 1800 фашистских солдат и офицеров, остальные разбежались по полям и попрятались в кукурузе.

Один только эскадрон старшего лейтенанта Константина Недорубова уничтожил свыше 200 гитлеровцев, из которых 70 лично уничтожил сам Недорубов. За этот бой ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Надо сказать, что Недорубову на тот момент было 53 года, и он уже не подлежал призыву. Во время империалистической войны Недорубов стал полным георгиевским кавалером. В гражданскую он воевал за белых, за что в 1933 гду был осужден на 10 лет, но в 1936 был отпущен за ударный труд на строительстве канала Москва-Волга.

http://s1.uploads.ru/t/Ikatj.jpg


Однако, не дорубив немцев в первую мировую, Недорубов вступил в Красную Армию добровольцем, приведя с собой ещё и сотню казаков станицы Березовской, в числе которых был и его 17-летний сын Николай. В этом бою Николай пропал без вести, и все считали его погибшим но, как выяснилось впоследствии, он раненый был подобран дальними родственниками Недорубовых, которые выходили его и укрывали от немцев. После освобождения района Николай Недорубов вернулся в строй.


http://s1.uploads.ru/t/GzriF.jpg

В 1964 году при въезде в станицу Кущёвская был установлен памятник. В станицу на место боевой славы возили в советские времена третьеклассников со всех окрестных сёл и принимали их в пионеры у этого памятника.
Атака советских войск на станицу Кущевскую 2 августа 1942 года считается последней классической атакой в конном строю, проведенной в истории великой отечественной войны, да и скорее всего, всех воин.

Да и на общем фоне разворачивающейся Великой Отечественной войны, на фоне трагического отступления советских войск под натиском вооруженных всей Европой стальных гитлеровских полчищ, на фоне войны техники необычное кущевское казачье сражение, наверное, так виделось многим. Казачья атака - как превосходство народного духа!
Кавалерийская атака на вооруженного до зубов врага! С шашками на танки! Под красными знаменами! Под красными знаменами убеленный сединами добровольческий казачий корпус! Целый корпус не одну эпоху переживших на своем веку стариков!.. В особенности это была отрезвляющая психическая атака, пожалуй, для гитлеровцев, которые возлагали такие радужные надежды на Казачество. Да и для отступающей Красной армии, для всего захваченного врасплох, еще не собравшегося с духом советского народа это была тоже, пожалуй, окрыляющая психическая атака!

8

Казаки добрались до Парижа

http://s1.uploads.ru/t/0fqEZ.jpg   http://s1.uploads.ru/t/J3fep.jpg

Подходит к концу необычное путешествие атамана Сибирского казачьего войска Валерия Попова. Верхом на своем коне Комбате он преодолел более 8 тыс. километров, проехав от родного Кургана аж до самого Парижа. Сфотографировавшись на фоне Эйфелевой башни, напомнив европейцам о войне 1812 года и выручив своего коня из рук немецких «зеленых», Валерий Попов отправился домой.

Отправиться в столь далекое и, если учитывать ситуацию на дорогах страны, опасное путешествие Валерий Попов решил не просто так. Он с детства мечтал повторить знаменитый конный поход, совершенное 120 лет назад забайкальским казаком сотником Пешковым. Тот за 187 дней проехал на лошади Серко путь в 9 тыс. км из Благовещенска до Санкт-Петербурга.

Кроме того, Попов надеялся, что своим отчаянным шагом он сможет привлечь внимание к развивающейся в Сибири иппотерапии – направлению в медицине, согласно которой лечение тяжелейших заболеваний проходит успешнее, если пациенты общаются с лошадьми. Еще одной задачей, которую поставил перед собой атаман, было доказать всему миру, что русские скаковые породы ничем не хуже арабских или английских лошадей.

Старт конному походу был дан 27 марта 2008 года на центральной площади Кургана. Валерий торжественно попрощался с провожающими, вскочил на четырехлетнего рысака Комбата и вместе с помощником 19-летним казаком Русланом Меньшиковым, оседлавшим трехлетнюю Непоседу, отправился в путь. За процессией скакала запасная лошадка.

Ехали резво. За сутки всадники и лошади преодолевали по 50 километров. Но не успели казаки пройти и половины пути, как их ждало первое испытание. Уже в Самарской области две лошади заболели. У одной возникли проблемы со спиной, другая наколола ногу. Только Комбату, казалось, сотни пройденных километров пошли лишь на пользу. Тем не менее путешествие оказалось под угрозой. Помогли местные казаки. Лошадок подлечили, и уже через несколько дней Непоседа смогла составить компанию Комбату.

Казакам все же удалось добраться до Европы. «Самым трудным было найти место для ночлега, – вспоминает Валерий Попов. – Не каждый пустит постояльцев с лошадьми. Но в целом встречали нас роскошно. Меня принимали главы европейских городов, были торжества, банкеты. Мне даже разрешили в виде исключения проехаться на рысаке возле Эйфелевой башни, хотя конная езда в Париже запрещена. Вообще на нас все дивились. Однажды мы на конях вошли в озеро. Так немцы просто ахнули: у них лошади даже лужи стороной обходят!»

Гость из России в Европе вел себе специфично. В каждый город атаман въезжал в форме с двумя стягами, напоминая народам Европы о героях войны 1812 года и казаках, бравших в 1945 году Берлин. «Два раза меня просили снять форму, потому что она, дескать, будит неприятные воспоминания, но я отказался, – рассказывает Валерий Попов. – На знаменах, одно из которых на пути в Париж мне вручили казаки Волжского войска, я просил расписываться всех представителей казачества, встречавшихся мне на пути». Попов показывает одну из закорючек: «А это подпись самой Ангелы Меркель».

Увы, несмотря на расположение канцлера, в Германии казаки оказались в центре самого настоящего международного скандала. Директор приюта для животных в Иллингене и председатель общества Animal Hope Фелиция Рухланд запретили лошадям участвовать в акции и забрали их у владельца. Зоозащитники сочли, что у кобылы Непоседы смещены позвонки, и любое движение причиняет ей сильную боль. У жеребца Комбата нашли трещины в скакательных суставах и предписали ему срочную операцию. Попов с решением не согласился: «У местного общества защиты животных заканчивалась лицензия, и они предложили купить моих великолепных рысаков, дабы преподнести в подарок высокопоставленному чиновнику и решить свой вопрос». Разбирательство шло около месяца. Подключился российский консул. В итоге атаман смог продолжить свое путешествие.

«Теперь моя цель поскорее добраться до дома, – вздыхает Валерий Попов. – Устал и я, и лошадки устали».

http://mkckazak.umi.ru

9

Ставрополье готово принять казаков-переселенцев из Киргизии и Казахстана




О необходимости принятия долгосрочной программы по переселению в Ставропольский край соотечественников, проживающих за рубежом, заявил 3 декабря губернатор Ставрополья Валерий Зеренков на заседании совета по вопросам межэтнических отношений, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Речь на заседании шла об итогах реализации в крае государственной национальной политики в 2012 году и задачах на 2013 год.

По словам главы региона, долгосрочная краевая программа по переселению соотечественников в первую очередь касается переселения в восточные районы Ставрополья казаков-семиреченцев - из Киргизии и Казахстана. Одним из важных шагов в этом направлении было названо объединение казачества. На господдержку казачьих обществ в 2012 году из краевого бюджета направлено около 15 миллионов рублей. На будущий год запланировано более 20 миллионов.

Губернатор выразил убеждение, что казаки способны сыграть большую роль для стабилизации миграционных процессов русского населения в восточной зоне края. "В этой связи считаю важным принятие долгосрочной программы по переселению в край соотечественников, проживающих за рубежом - в первую очередь, казаков-семиреченцев - из Киргизии и Казахстана. Такая работа уже ведется, надо ее продолжать", - считает Валерий Зеренков.
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Управлении Федеральной миграционной службы по Ставрополью, принятие краевой программы по переселению соотечественников помогло бы снять значительную часть административных барьеров у переселенцев. Главы восточных районов также выразили готовность принять и обеспечить временным жильем и трудоустройством переселенцев в зоне, которая нуждается в развитии сельского хозяйства.

По данным Ставропольской митрополии, о готовности переселения на Ставрополье высказались порядка 2 тыс. семей. Вместе с тем, Ставропольский край на сегодняшний день не является участником Госпрограммы по переселению соотечественников из-за рубежа.

wwwregnum.ru

10

История в костюмах. Казаки-пластуны или первый русский спецназ

1. Боевое применение сил спецназа в современных конфликтах стало обычной практикой. Это вызвано тем, что современные боевые действия очень часто требуют нанесения хирургически точных и в то же самое время быстрых и незаметных ударов, что и является задачей отрядов специального назначения. На первый взгляд, спецназ – понятие относительно новое, свойственное характеру современных боевых действий. Однако это далеко не так: история отечественного спецназа уходит своими корнями в далёкое прошлое, если быть точнее - в эпоху зарождения казачества в южнорусских степях.
Особые казачьи подразделения возникли еще во время Запорожской Сечи, а уже во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг пластуны получили статус особого подразделения в рядах Черноморского казачьего войска благодаря поразительной выучке и достигнутому боевому мастерству, разительно отличающимся от остальных родов войск.
В 1842 году в штатные расписания конных и пеших подразделений Черноморского войска были включены пластунские роты от 60 до 90 человек. Пластунам выдавалось самое современное оружие того времени. Именно пластуны первыми получили дальнобойные штуцера с притыкаемыми штыками. С учетом специфики службы пластунам платилось более высокое жалование.
В случае обнаружения противником в ходе разведки казаки-пластуны практически никогда не сдавались. Считалось за правило, что пластун лучше погибнет, чем потеряет свободу. Грамотно выбрав позицию и заблаговременно наметив пути отступления в случае погони, пластуны либо отстреливались, либо сливались с местностью, умело используя её особенности. Неприятель предпочитал избегать прямого столкновения с отрядом разведчиков и не преследовать его, поскольку в этом случае он легко мог попасть в засаду и понести бессмысленные потери от меткого огня пластунов.

http://s2.uploads.ru/t/B6AZM.jpg


2. В XIX веке Россия постоянно участвует в военных конфликтах на своих южных рубежах - Крым, Кавказ, Кубанские степи. В этих условиях подразделения пластунов, а читай спецназа, приобретают чуть ли не первостепенное значение для российской армии. Значимой фигурой в развитии казаков-пластунов стал Яков Бакланов, который в 1845 был переведен по назначению в 20-й Донской полк, стоявший на левом фланге Кавказской линии в небольшом укреплении Куринском. Здесь он провёл восемь лет, которые прославили и его, и вверенных ему пластунов.
Донские казаки в отличие от местных (линейных) пользовались на Кавказе неважной репутацией. Выросшие среди степных просторов донцы с трудом привыкали к горам. Бакланову удалось невозможное. За короткий срок его полк преобразился. Был установлен строжайший контроль за содержанием оружия и лошадей. Бакланов ввёл обучение казаков сапёрному и артиллерийскому делу. Для разведки в полку была сформирована пластунская команда из лучших стрелков и наездников. В нарушение устава Бакланов образовал во вверенной его командованию части учебную сотню, где готовили младших командиров — урядников. Дабы сберечь казённое имущество и побудить казаков смелее идти в бой, Яков Петрович перевёл свой полк на обмундирование и вооружение исключительно трофеями. Казачья форма и казенное оружие хранились в цейхгаузе на случай смотров, а баклановцы щеголяли черкесками и оружием, снятыми с пленных или убитых горцев...С 1845-го по 1853 год полк Бакланова отбил у горцев 13 тысяч голов крупного рогатого скота и 40 тысяч овец. Сам Яков Петрович говорил смеясь: «Оттягать чужое, видно, вложено Богом в нашу казацкую натуру, и уж тут никак не утерпишь»

3. Форма одежды у казака-пластуна была №8. Что отняли, то и носим.
Пластуны и одевались как горцы, причем как самые бедные. Каждый поиск по теснинам и дебрям основательно изнашивал обмундирование. Походное убранство пластуна составляли черкеска, потрепанная, покрытая разноцветными заплатами; вытертая, порыжелая папаха, как правило, лихо заломленная на затылок; чувяки из кожи дикого кабана, щетиною наружу. В руках верный штуцер с тесаком, на поясе - кинжал и так называемые причиндалы: пороховница, мешочек для пуль, жирник-масленка, шило из рога дикого козла, котелок.
Особого внимания заслуживают ноговицы - весьма специфическая часть костюма горцев Северного Кавказа и казаков-пластунов. Они были очень удобны как для верховой езды, так и для долгих пеших переходов в условиях горного рельефа и лесных зарослей. Надевали ноговицы поверх штанов и они плотно обтягивали ногу от щиколотки до колена, а иногда и выше. Таким образом, ноговоцы защищали штаны от лошадиного пота, а также от кустарника и камней. Их шили из сукна или войлока, а парадные - из сафьяна. Закреплялись ноговицы на ноге с помощью подвязок, сделанных из войлока, шнурка или кожи.

http://s2.uploads.ru/t/pvlVu.jpg

4. Головным убором пластуна были папахи и трухменки (у офицеров).
Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар шашки, благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см.
Атаман или офицер носили трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки.
Вообще стоит сказать, что для казака папаха - один из наиважнейших предметов одежды. Так, за отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.

http://s3.uploads.ru/t/VpDHa.jpg

5. Неизменная черкеска с неизменной гозырницей.
Газарнницы или напатронники - также особая деталь костюма казака-пластуна. Фактически, в каждом полку он отличался. Так, офицерам 1-го и 2-го Кавказских казачьих полков предписывалось иметь напатронники черные, бархатные, с внутренними карманами, обложенные вокруг широкой серебряной тесьмой; втулки карельской березы с высеребренными головками. А, например, офицерам Дагестанского Конно-Иррегулярного полка - напатронники из красного бархата для 20 патронов; обложены в 4 ряда серебряным галуном, концы патронов на газырях серебряные.

6. Нагайка - старинное казачье оружие, которое имеет много разновидностей и типов. Казаки носили нагайку чаще всего в качестве некого боевого украшения к парадной форме, и ее применение на полях сражений зачастую происходило из-за потери или поломки основного вида оружия. Хотя, в умелых руках пластунов, она была весьма эффективной в ближнем бою.
Донской тип нагайки состоит из двух деталей - рукоять и плеть, а у кубанской нагайки рукоять как бы вплетается в плеть.
Из-за принципиально различных устройств использовались и различные тех­ники боевого применения нагаек. Например, конструкция кубанского типа предполагает возможность нанесе­ния щелчковых ударов по принципу «бегущей вол­ны», в то время как в донском они принципиально невозможны из-за наличия сочленяющего устройства. Зато в нем возможна другая техника, осно­ванная на горизонтальном вращении плети вокруг относительно неподвижной рукояти.

7. Боевые традиции и тактика пластунов складывались веками. В походе они находились в передовом разведывательном дозоре, на привале - в засаде в боевом охранении. В полевом укреплении - в постоянном поиске по окрестным лесам и ущельям. При этом пластуны ночью группами от 3 до 10 человек проникали глубоко в расположение неприятеля, наблюдали за ним, подслушивали разговоры.
Пластуном нельзя было стать просто так, только лишь по собственному желанию, так как существовала целая система отбора. Опытные пластуны сами выбирали пополнение в свою команду и будущую смену среди наиболее проверенных и уважаемых воинов. В пластуны старались брать казаков из пластунских семей, чтобы все боевые и охотничьи хитрости передавались из поколения в поколение от отца к сыну. Предпочтение отдавалось казакам средних лет, так как считалось, что молодые не могут быть в должной мере терпеливыми и усидчивыми, а старые уже тяжеловаты на подъем и недостаточно быстрые. Для прохождения придирчивого отбора было недостаточно одной отваги и природной удали, требовалось еще и умение стрелять без промаха, и обладать отменным физическим здоровьем и выносливостью.
Особенный упор делался на терпение и хладнокровие, что объясняется спецификой работы пластуна. Ведь в засаде им приходилось часами лежать или сидеть в камышах, колючем кустарнике, а порой и в ледяной воде или зарывшись в снег, ни в коем случае не обнаруживая своего присутствия случайным движением.
Манеру действия пластунов их современники характеризуют выражением «волчья пасть и лисий хвост», что обозначает хитрость, незаметный тихий подход и внезапное грозное нападение. К главным достоинствам пластуна относилось умение скрыть собственные передвижения, первым выявить местонахождение неприятеля и заманить его в засаду. Особым уважением пользовались казаки, умевшие читать «сакму» (след врага), по нему определявшие число противников и траекторию их движения.
Свои собственные следы, если не было возможности скрыть их вовсе, пластуны тщательно запутывали, используя для этого разные приемы: двигались задом наперед, скакали на одной ноге, всячески скрывая направление своего движения и число человек в отряде.

Выдающиеся качества пластунов послужили России не только на Кавказе, но и на других театрах военных действий. В Крымской войне (1853-1856 годы) 2-й и 8-й казачьи пластунские батальоны отличились в боях под Балаклавой и при обороне Севастополя на легендарном четвертом бастионе. Пластуны осуществляли вылазки в окопы противника, с особой свойственной только им аккуратностью снимали часовых, уничтожали орудия, а однажды захватили и с помощью пленных французов утащили к себе три неприятельских мортиры. Находясь в дозорах, секретах, в разведывательном поиске, пластуны обращали внимание на многие малозначительные на первый взгляд детали в деятельности врага. Вскрывали новые артиллерийские позиции, обнаруживали ведение работ по рытью туннелей с целью закладки мин под расположением русских войск.
Глядя на пластунов, командиры армейских пехотных полков в Севастополе начали заводить у себя по их образцу особые команды. Отбирали самих храбрых и сметливых солдат, выдавали им редкие в то время в регулярных войсках штуцера и высылали в ночные дозоры. Солдаты перенимали у бывалых пластунов их ухватки, привычки и даже стали подражать в одежде.
Отличились в Севастополе и были награждены пластуны Кравченко, Чиж, Белый, Онищенко, братья Сопельняки, Семак. 2-му Кубанскому пластунскому батальону пожаловали Георгиевское знамя с надписью "За примерное отличие при обороне Севастополя 1854 и 1855 годов", 8-му батальону - Георгиевское знамя с надписью "За отличие при взятии крепости Анапы 12 июня 1828 года и примерное мужество при обороне Севастополя 1854 и 1855 годов".
Участвовали пластунские части в русско-турецких, Русско-персидской, Русско-польской и Русско-японской войнах. Двадцать четыре пластунских батальона сражались на фронтах Первой мировой войны. На Кавказском фронте разведгруппы пластунов проникли в Месопотамию (на территории нынешнего Ирака), где установили контакт с передовыми частями союзных России британских войск. В этой войне в конных казачьих полках сменилось два состава, в пластунских батальонах - три...

Фотографии для репортажа сделаны в сентябре 2012 года во время реконструкции Альминского сражения в Крыму.
Костюм казака-пластуна изготовила своими рукам sophia_orsetti, основываясь на исторических сведениях, научной литературе и рисунках с натуры В. Тимма, сделанных в 1855 году.


http://aquatek-filips.livejournal.com

11

Откуда появились казаки


http://i63.fastpic.ru/big/2014/1110/26/d7dfb57b3b58f424149f44b108a3f826.gif             http://i66.fastpic.ru/big/2014/1110/c4/08225b2e5fbe4ee060dbf6170628bcc4.jpg

Кто такие казаки? Насчет этого до сих пор ведутся споры. Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры. Да, скифы мы…

Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году о территории на Северном Кавказе написал, как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А. Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году. Оказывается и там встречается «Земля Касак», которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896 – 956 г.г.), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами. Также можно сказать о том, что скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается еще в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился. Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Черным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Её разгромили, истребили почти все её население хунны (булгары). Спасшиеся аланы затаились на севере - между Доном и Донцом, и на юге – в предгорьях Кавказа. В основном, именно эти два этноса – скифы и аланы, породнившиеся с приазовскими славянами, образовали народность, получившую название Казаки. Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.


Славяно-туранские племена



http://i66.fastpic.ru/big/2014/1110/f8/da28ca4aab9b07a32f6eb33373d1f8f8.jpg



Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры. Именно в это время скифы начали вести оседлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде – на восточном побережье Азовского моря. Это время названо эпохой «внедрения сарматов в меотов», вылившееся в племена Торетов (Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников) славяно-туранского типа. В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племен ушла за Волгу и в верхне-донскую лесостепь. Те же, кто остались, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название касаков. Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла ), а затем по приказу Хазарского кагана прогнали печенегов. В 965 году Земля Касак перешла под управление Mcтислава Рюриковича.


Тьмутаракань



http://i64.fastpic.ru/big/2014/1110/a1/0ed8e8800a3c6dbf6b5aad30f601c1a1.jpg


Именно Mcтислав Рюрикович разгромил под Лиственом новгородского князя Ярослава и основал свое княжество – Тьмутаракань, которое простиралась далеко на север. Считается, что эта казачья держава недолго была на пике могущества, примерно до 1060 года, но после прихода племен половцев стала постепенно угасать. Многие жители Тьмутаракани бежали на север – в лесостепь, и совместно с Русью бились с кочевниками. Так появились Черные Клобуки, которых в русских летописях называли казаками и черкасами. Другая часть жителей Тьмутаракани получила название подонских бродников. Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды, впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. В XIV-XV веке о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России. Не хазары и не готы Существует еще одна, популярная на Западе, версия о том, что прародителями казаков были хазары. Её сторонники утверждают, что слова «хусар» и «казак» - синонимы, ибо и в первом, и во втором случае речь идет о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень «каз», означающее «сила», «война» и «свобода». Впрочем, есть и еще один смысл – это «гусь». Но и здесь поборники хазарского следа говорят о всадниках-гусарах, чью военную идеологию копировали практически все страны, даже туманный Альбион. О хазарском этнониме казаков прямо сказано в «Конституции Пилипа Орлика», «…народ боевой старинный казацкий, который раньше назывался казарским, сперва был поднят бессмертной славой, просторными владениями и рыцарскими почестями…». Более того, говорится о том, что, казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху хазарского каганата. В России же это версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют русское происхождение. Так, потомственный кубанский казак, академик Российской академии художеств Дмитрий Шмарин в этой связи с гневом высказался: «Автором одной из подобных версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки – это готы. Вест-готы – это германцы. А казаки – это ост-готы, то есть потомки ост-готов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же нам теперь считать себя потомками немцев?» Читайте также: Золото казаков. Атаманская усадьба - материальная история обогащения донской элиты. Александр Ситников

© Русская Семерка russian7.ru

12

Власти Хабаровского края утвердили план по реализации Стратегии развития казачества в регионе


http://i67.fastpic.ru/big/2015/0312/43/67021af053d95b44a6ee15ba72fdf143.jpg

Правительство края утвердило план мероприятий по реализации на территории региона в 2015 – 2017 годах Стратегии развития государственной политики в отношении российского казачества до 2020 года. Об этом РИА "27 Регион" сообщили в пресс-службе Губернатора и Правительства Хабаровского края.

Структурно план включает 4 основных направления деятельности: совершенствование организации государственной и иной службы казачества в Хабаровском крае; совершенствование системы взаимодействия с российским казачеством на территории Хабаровского края; поддержка экономического развития российского казачества в Хабаровском крае; содействие организации работы с казачьей молодежью, ее военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию, сохранению и развитию казачьей культуры.

Выполнение плана предусматривает тесное взаимодействие всех государственных органов власти края, органов местного самоуправления и казачьих обществ.

Контроль за этой работой возложен на заместителя Председателя Правительства края по вопросам внутренней политики, руководителя рабочей группы по делам казачества Хабаровского края Виктора Марценко и главное управление специальных программ Губернатора края.

В Хабаровском крае развитию казачества уделяется большое внимание. Казаки участвуют в охране общественного порядка, защите государственной границы, занимаются природоохранной, культурно-просветительской и военно-патриотической деятельностью.

В настоящее время на территории края в составе Уссурийского войскового казачьего общества (реестрового) действует окружное казачье общество Хабаровского края (ОКОХК), которое включает 15 первичных организаций, насчитывающих свыше 800 казаков.

http://27r.ru/news/khabarovsk/71374-vla … -v-regione

13

Спецназ Российской Империи. Пластуны

http://up.picr.de/25406704gk.png

Боевое применение сил спецназа в современных конфликтах стало обычной практикой. Это вызвано тем, что современные боевые действия очень часто требуют нанесения хирургически точных и в то же самое время быстрых и незаметных ударов, что и является задачей отрядов специального назначения. На первый взгляд, спецназ – понятие относительно новое, свойственное характеру современных боевых действий. Однако это далеко не так: история отечественного спецназа уходит своими корнями в далёкое прошлое, если быть точнее - в эпоху зарождения казачества в южнорусских степях.

Слово «пластун» происходит от глагола «пластувати» - ползать, прижимаясь к земле. Таким образом, это слово отражает не только способ незаметного передвижения, но и сам принцип ведения операций: незаметно для противника, сливаясь с окружающей обстановкой. По словам исследователя казачества Д. Кошкарева, ещё запорожцы залегали пластом в днепровских камышах, высматривая неприятеля и совершая небольшие разведовательно-диверсионные операции. В числе 40 запорожских куреней значился так называемый Пластунский, казаки которого исполняли эту службу.

В ходе русско-турецкой войны (1787-1791г.) боевая выучка пластунов достигла столь высокого уровня, что по итогам этой войны пластунам был присвоен статус особого подразделения в рядах Черноморского казачьего войска. Подразделения пластунов принимали активное участие и в Кавказской войне XIX века. Главной задачей пластунов являлось предотвращение внезапных нападений кавказских горцев на казачьи станицы. С этой целью им надлежало вести постоянное наблюдение за кордонной линией из замаскированных укрытий, залегать в «засеках» и «залогах», то есть устраивать многочасовые засады среди болот и кустов. Однако наблюдение из засады не являлось основной задачей пластунов. Они также совершали рейды по территории неприятеля, патрулировали берега Кубани, исследуя реку на наличие скрытых бродов и своевременно обнаруживая признаки подготовки врага к нападению. Кроме этого, пластуны наносили, выражаясь современным языком, «точечные» удары по отрядам горцев, уничтожая их лидеров, угоняя лошадей, тем самым ограничивая возможности противника к передвижению.

В 1842 году в штатные расписания конных и пеших подразделений Черноморского войска были включены пластунские роты от 60 до 90 человек. Пластунам выдавалось более современное оружие. Именно пластуны первыми получили дальнобойные штуцера с притыкаемыми штыками. С учетом специфики службы пластунам платилось более высокое жалование.

В случае обнаружения противником в ходе разведки пластуны практически никогда не сдавались. Считалось за правило, что пластун лучше погибнет, чем потеряет свободу. Грамотно выбрав позицию и заблаговременно наметив пути отступления в случае погони, пластуны либо отстреливались, либо сливались с местностью, умело используя её особенности. Неприятель предпочитал избегать прямого столкновения с отрядом разведчиков и не преследовать его, поскольку в этом случае он легко мог попасть в засаду и понести бессмысленные потери от меткого огня пластунов.

Важной стороной выучки пластуна была психологическая подготовка. Молодых пластунов учили, что в случае встречи лицом к лицу с противником «даже самый храбрый из горцев непременно немного струсит, если рядом не будет свидетелей». Поэтому в подобной ситуации, горец едва ли по собственному желанию решится на схватку с вооруженным казаком.

Пластуном нельзя было стать просто так, только лишь по собственному желанию, так как существовала целая система отбора. Опытные пластуны сами выбирали пополнение в свою команду и будущую смену среди наиболее проверенных и уважаемых воинов. В пластуны старались брать казаков из пластунских семей, чтобы все боевые и охотничьи хитрости передавались из поколения в поколение от отца к сыну. Предпочтение отдавалось казакам средних лет, так как считалось, что молодые не могут быть в должной мере терпеливыми и усидчивыми, а старые уже тяжеловаты на подъем и недостаточно быстрые. Для прохождения придирчивого отбора было недостаточно одной отваги и природной удали, требовалось еще и умение стрелять без промаха, и обладать отменным физическим здоровьем и выносливостью.

Особенный упор делался на терпение и хладнокровие, что объясняется спецификой работы пластуна. Ведь в засаде им приходилось часами лежать или сидеть в камышах, колючем кустарнике, а порой и в ледяной воде или зарывшись в снег, ни в коем случае не обнаруживая своего присутствия случайным движением.

Манеру действия пластунов их современники характеризуют выражением «волчья пасть и лисий хвост», что обозначает хитрость, незаметный тихий подход и внезапное грозное нападение. К главным достоинствам пластуна относилось умение скрыть собственные передвижения, первым выявить местонахождение неприятеля и заманить его в засаду. Особым уважением пользовались казаки, умевшие читать «сакму» (след врага), по нему определявшие число противников и траекторию их движения.

Свои собственные следы, если не было возможности скрыть их вовсе, пластуны тщательно запутывали, используя для этого разные приемы: двигались задом наперед, скакали на одной ноге, всячески скрывая направление своего движения и число человек в отряде.
Участие пластунов в боевых операциях разных лет

Пластуны принимали участие не только в боевых операциях на Кавказе, их выдающиеся качества приносили пользу Отечеству и на других неспокойных рубежах. Во время Крымской войны пластунские подразделения успешно участвовали в боях под Балаклавой и в легендарной обороне Севастополя. Пластуны предпринимали вылазки в окопы неприятеля, и с присущей им аккуратностью бесшумно снимали часовых, уничтожали вражеские орудия, а однажды даже захватили и донесли к своим три мортиры противника.

Пластунские подразделения были задействованы во всех русско-турецких войнах, в Русско-персидской и Русско-польской войнах, а на фронтах Первой мировой сражалось 24 пластунских батальона. Для организации знаменитого Брусиловского прорыва в 1916 году было привлечено 22 батальона пластунов.

В Великой Отечественной войне пластунскими назывались несколько казачьих батальонов, полков, а также одна дивизия. За свои боевые качества и бесстрашие фашисты называли пластунов «сталинскими головорезами». Высокую оценку боеспособности бойцов-пластунов давало не только командование Советской армии, но и западные военные специалисты, в числе которых были и эмигрировавшие офицеры-пластуны служили в качестве консультантов при подготовке морской пехоты США, а также некоторых специальных частей французской армии, например, Иностранного легиона.

Напрашивается вопрос, возможно, теперь с целью сохранения традиций нашему военному руководству стоило бы задуматься о присвоении особо отличившимся подразделениям сил спецназа почетного наименования «пластунские».
Казаки в Великой Отечественной войне

В 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года:

Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины ... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину...

http://up.picr.de/25406705if.png


В соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова N 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию имени К. Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С. М. Буденного, на Дону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия.

Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунской стрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служили в 11-й (89-й) 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г. Челябинске. В состав отрядов иногда включались казаки, ранее служившие в Белой армии (как, например, К. И. Недорубов) или имеющие родство с репрессированными и неблагонадежными лицам. Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной казачьей формы. Казачьими частями командовали Н. Я. Кириченко, А. Г. Селиванов, И. А. Плиев, С. И. Горшков, М. Ф. Малеев, И. В. Тутаринов, Я. С. Шарабурко, П. Я. Стрепухов, В. С. Головской, Ф. В. Камков, М. И. Суржиков и другие военачальники как казачьего, так и неказачьего происхождения.

2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н. Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил вермахта, продвигающихся от Ростова на Краснодар. Казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов.

На Дону казачья сотня из станицы Березовской под командованием 52-летнего казака, старшего лейтенанта К. И. Недорубова в бою под Кущёвской 2 августа 1942 года в рукопашной схватке уничтожила свыше 200 солдат вермахта, из которых 70 было уничтожено К. И. Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза.

В большинстве случаев вновь сформированные казацкие части, добровольческие казацкие сотни были плохо вооружены, в отряды, как правило, приходили казаки с холодным оружием и колхозными лошадями. Артиллерия, танки, противотанковые и зенитные средства, подразделения связи и саперов в отрядах, как правило, отсутствовали, в связи с чем отряды несли огромные потери. К примеру, как упоминается в листовках кубанских казаков «они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью»

С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков так же было сформированы пластунские дивизии. Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания.

http://oppps.ru/specnaz-rossijskoj-impe … stuny.html