Минск, Немига -- река, которой нет.
Слово nemiga, летто-литовского происхождения, означает бессоницу, бодрствование, возможно, в прошлом оно означало охрану, сторожевой пост или охранное значение реки по отношению к поселению. И в самом деле -- ее положение по отношению к Замчищу, первому небольшому укреплению на Свислоче на территории Минска, в которую впадают и другие притоки: Вяча, Ратомка, Слепня, Тростянка и Цна и сохранившийся от исконных обитателей гидроним, говорят о том, что река была довольно крупной. В этом плане Немига в точности повторяет судьбу реки Неглинной в Москве: так же у впадения малой в большую реку ставится укрепление, укрепление окапывается рвом и русло малой речки расходится, потом река попадает в черту города, затем она своими разливами нарушает комфорт жителей центра и ее прячут в подземное русло-коллектор, а на поверхности остаются лишь названия реки и ее мостов в названиях улиц и домыслах досужих журналистов о всяких тварях в речных подземельях. Схему расположения Немиги я попробовал нанести на современную карту Минска.
Самое первое упоминание об этой небольшой речки на территории Минска относится к 11 веку и звучит оно в «Слове о полку Игоревом», этой настоящей сокровищнице русского поэтического и исторического наследия, трижды побывавшей на марках СССР.
вот как о ней упоминает "Слово":
Поутру же, стрикузы водрузивши, раздвинул врата Новугороду
Славу расшиб Ярославову,
Волком помчался с Дудуток к Немиге.
На Немиге стелют снопы головами,
Молотят цепами булатными,
Жизнь на току кладут,
Веют душу от тела.
Кровавые бреги Немиги не добром были посеяны,
Посеяны костями русских сынов.
Князь Всеслав людей судил,
Князьям он рядил города,
А сам в ночи волком рыскал;
До петухов он из Киева успевал к Тмуторокани,
Исторические летописи. Перевод В.А.Жуковского
Здесь рассказывается об эпизоде нападения князя Всеслава на Новгород, чем он испортил отношения киевлян с новгородцами (славу расшиб Ярославову) и последующем наказании его сыновьями Ярослава Мудрого
(сами они на марки не попали, а вот их отец и сеста удостоились такой чести)
разграбившими Минск и давшими хороший урок Всеславу Брячиславовичу (Всеслав Чароде́й; ок. 1029—1101 — князь полоцкий с 1044 по 1101, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069), герой восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и колдун (волколак).
Эта река и эта битва упоминаются также в ПВЛ (ее первый автор в те поры уже постигал грамоту)
под 1067: «Ярославичи же трие — Изяслав, Святослав, Всеволод — совокупивше вои, идоша на Всеслава, зиме суще велице. И придоша ко Меньску, и меняне затворишася в граде. Си же братья взяша Менеск, исекоша муже, а жены и дети вдаша на щиты, и поидоша к Немизе; и Всеслав поиде противу. И совокупишася обои на Немизе, месяца марта в 3 день. ...И бысть сеча зла, и мнози падоша, и одолеша Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежа».
Это событие стало и первым упоминанием Минска в летописях, началом его истории.
Как установлено археологами и историками Минска, Немига протекала по территории городского посада в непосредственной близости от минского «града» и впадала в Свислочь в 100—150 м от него. Эти сведения, казалось бы, противоречат данным летописи, где явственно говорится, что Ярославичи «поидоша» к Немиге после взятия Минска, т. е. между городом и рекой предполагается какое-то достаточно значительное расстояние. Это противоречие снимается установленным археологами фактом, что древний Минск находился «на берегу р. Менки, в 16 км на запад от более позднего Замчища – укрепленного центра второго Минска, находящегося при впадении р. Немиги в Свислочь.
К 19 веку Немига обмелела и от нее остался небольшой ручей, протекавший прямо по улице и накрытый деревянным настилом. Этот ручей после ливневых дождей, а также весной и осенью разливался, затоплял улицу и близлежащую площадь. Для предотвращения наводнений было принято решение заключить Немигу в бетонные трубы.
В 1926 реку ее в нижнем течении заключили в коллектор, а в 1956 попал в коллектор участок и верхнего течения реки. Но, как и тогда Немига впадает двумя руслами в Свислочь, второй коллектор отводящий воды от станции метро "Немига" впадает в реку напротив Острова Слез
, где установлен памятник воинам-афганцам.
В настоящее время словом «Немига» минчане называют район города, включающей в себя оба берега Свислочи напротив Троицкого предместья. Именно этот сюжет и стал фоном для марки Беларуси 2004 года «Городская ласточка».
Свято-Духов кафедральный собор Минска (тоже с интересной и сложной историей: бывший и православным храмом и католическим женским монастырем, перекрещенный снова в православие как училищная церковь и даже ставший на время мужским монастырем) и мост Немига изображены так, как они видны с Троицкой набережной Свислочи. И еще мне понравился сайт «Немига», в это название вложен такой смысл: история никогда не тайна, она бывает скрыта от нас и надо просто учиться ее видеть.
Мост Немига , изображенный на почтовой марке,
в 2004 году подвергся реконструкции, строители бережно сохранили элегантную арку моста, и хотя силовая конструкция стала балочной, арка осталась в виде декоративного элемента.
Особо я хочу поблагодарить нашего коллегу из Минска, Иришку, за помощь в расшифровке сюжета марки и изготовление шикарных картмаксов.
Отредактировано Ильич (2012-03-19 22:14:35)