Сегодня получил долгожданный набор по Дюреру - Семь скорбей Девы Марии
Много раз видел его разрозненно и наконец-то я нашёл этот выпуск в полном комплекте.
«Семь скорбей Девы Марии» — полиптих Альбрехта Дюрера, выполненный около 1500 года. Центральная часть полиптиха (108x43 см) в настоящее время находится в Старой пинакотеке (Мюнхен), семь боковых панелей (ок. 63x46 см — каждая) — в Дрезденской картинной галерее.
Альбрехт Дюрер создал "Семь скорбей и семь радостей Марии" в 25-летнем возрасте, в 1496 году; не исключено, что алтарь для церкви в своем виттенбергском дворце заказал курфюрст саксонский Фридрих III Мудрый, впоследствии - могущественный сторонник Мартина Лютера (по некоторым данным, его идеям симпатизировал и сам художник).
Впоследствии, после начала Реформации, алтарную композицию высотой 1,8 метра разделили. Семь панелей, посвященные эпизодам из жизни Иисуса, от обрезания до снятия с креста, оказались у художника Лукаса Кранаха Младшего, чей отец был живописцем при том же саксонском дворе. После смерти Кранаха Младшего "Семь скорбей" были проданы в Дрезден и вскоре оказались в картинной галерее города. Изображение Богородицы, находившееся в центральной части алтаря, отправилось в Баварию, в монастырь Бенедиктбойерн. В 1804 году в результате секуляризации из монастыря работу Дюрера передали в Мюнхен; в конце концов, она оказалась в Старой пинакотеке. Что стало с остальными частями алтаря - "Семью радостями" - неизвестно, они считаются утерянными и известны лишь благодаря зарисовкам середины XVI века, сделанным в мастерской Кранаха.
Со временем знание об алтаре Дюрера утратилось, и о том, что мюнхенская "Мария" и дрезденские "Скорби" составляют собой одну композицию догадался лишь искусствовед Эрнст Бухнер (Ernst Buchner) в 1934 году. Однако воссоединены части изображения так и не были: сначала из-за войны, затем из-за разделения Германии. А затем из-за кислоты.
В 1988 году "Богородица" вместе с другими работами Дюрера подверглась нападению серийного вандала. Звали его Ханс-Иоахим Больман (Hans-Joachim Bohlmann). Больман с отрочества страдал психическими заболеваниями и проходил многочисленные курсы лечения, однако без особенного успеха. В 1974 году 27-летнему пациенту была сделана лоботомия, но и она облегчения не принесла.
В 1977 году трагически погибла жена Больмана - она выпала из окна, когда мыла его. Как позднее утверждал Больман, именно после этого события у него появились наклонности вандала: ранее к искусству он относился вполне нормально. Теперь же он стал покупать серную кислоту и обливать ею картины на выставках. Первый удар он нанес в марте 1977 года в гамбургском Кунстхалле, уничтожив картину Пауля Клее. После этого за короткий срок он совершил акты вандализма в 10 немецких городах; в Любеке он даже поджег алтарь. В августе 1977 года он облил кислотой несколько картин в Государственном музее Ганновера, в том числе портрет Мартина Лютера и его жены кисти Лукаса Кранаха Старшего, а также повредил рубенсовский портрет Альбрехта VII Австрийского в Дюссельдорфе. В октябре того же года в Касселе он облил кислотой четыре картины, общая стоимость которых сейчас оценивается в 25 миллионов евро; среди них - две работы Рембрандта и одна - Виллема Дроста.
Фрагмент испорченной картины. Иллюстрация с сайта The Art Newspaper
После этого Больмана поймали, и в 1979 году приговорили к пятилетнему заключению. Однако выйдя из тюрьмы, немец продолжил заниматься вандализмом; за один из актов, не связанный с произведениями искусства, он получил еще три года. В марте 1988 года освободившийся маньяк каким-то образом раздобыл два литра кислоты (ее продажу ему запретили), а в апреле посетил Старую пинакотеку в Мюнхене. На этот раз его целью был Дюрер: помимо знакомой нам "Богоматери" кислотой были облиты "Оплакивание Христа" и триптих "Алтарь Паумгартнеров". Ущерб был оценен примерно в 35 миллионов евро.
После небольшого срока заключения Больмана поместили в психиатрическую лечебницу, где в течение 9 лет он проходил курс арт-терапии, рисуя чуть ли не по картине в день. Лечение, однако, прошло для него даром: последний удар он нанес в 2006 году, практически сразу после выхода из клиники. На этот раз местом преступления стал амстердамский Рейксмюсеум, а жертвой - картина "Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года" Бартоломеуса ван дер Хелста. В июне 2008 года Больман вышел из голландской тюрьмы, а в январе 2009-го умер от рака. Всего за почти 30-летнюю "карьеру" он повредил примерно 50 работ на общую сумму 138 миллионов евро.
Реставрация "Богородицы"
Как и в случае с другими картинами, Больман плеснул кислоту прямо в лицо дюреровской Марии; повреждено было и голубое одеяние Богородицы. Несмотря на то, что музейные сотрудники немедленно начали борьбу за изображение, кислота быстро проникла сквозь тонкий слой лака в краску и дерево. Нейтрализовать действие кислоты удалось с помощью ионитов - смол, способных обменивать свои ионы на ионы соседнего вещества.
В ходе реставрации поврежденные участки заполнялись массой, состоящий из воска и мела, а ретушь осуществлялась с помощью порошковых красок, смешанных с синтетической смолой. И сложность работы, и ее объем (пять облитых кислотой Дюреров!) означали, что реставрация продлится очень долго. Так и вышло - эксперты завершили работу над изображением Марии лишь в 2009 году, спустя 21 год после акта вандализма.
После этого музейные работники решили восстановить работу Дюрера в ее первоначальном виде: собрать алтарь "Семь скорбей Марии" воедино. Семь изображений из Дрездена вместе с "Богородицей" изучили с помощью рентгена и инфракрасной рефлексографии, и в результате анализа искусствоведы окончательно подтвердили: восемь частей составляли одно целое. После этого все части алтаря наконец-то были собраны вместе. Впрочем, "Семь скорбей" были воссоединены не навечно. После выставки в Дрездене изображение Богородицы вернулось в Мюнхен, к остальным Дюрерам Старой пинакотеки.
Отредактировано yuras (2012-09-15 16:57:05)