Персей и Андромеда

Андромеда – одна из привлекательнейших героинь в мировой живописи, которой посвятили свои полотна художники различных школ и направлений. Она стала жертвой тщеславия своей матери Кассиопеи. Та не захотела довольствоваться восхищением мужа – Цефея, провозгласив себя красивее нереид (по другой версии, она хвасталась дочкой). Что ей так дались именно нереиды, непонятно, но гнев последних был ужасен. Бросив водить хороводы, эти морские бестии возопили к Посейдону, и старичок, будучи неравнодушен к прелестницам (одна из них, кстати, была его женой) послал первую, подвернувшуюся под руку зверюгу досаждать подданным Цефея.
Vanloo Charles (Carle) - Perseus and Andromeda :

Зверюга оказалась довольно прожорливым драконом, и подданные хлебнули лиха. Они возопили к оракулу Аммону, ну а тот, как и положено оракулам, был в курсе дела и указал своим оракульским перстом прямо на Андромеду. Ее приковали к скале, причем в таком виде, что не только оракул остался доволен. Мимо как раз пролетал в своих сандалиях Персей, только что разобравшийся с Медузой Горгоной. Зоркий глаз героя мгновенно различил на фоне серой скалы лишенную покровов девушку. В результате припозднившийся дракон повстречался с немного обалдевшим, но вполне боеспособным юношей. Кровь лилась рекой, так что Персею пришлось потом специально отмываться в водоеме.
Позднее версия боя была искажена. Некоторые посчитали, что дракон узрел перед своей непривлекательной мордой еще менее привлекательную голову Медузы и, не выдержав конкуренции, окаменел. Это ошибка, на самом деле Персей демонстрировал голову не дракону, а людям, и люди, как и положено, превращались в камень. Но об этом в другой раз, а пока надо отметить, что после всех перипетий, столь романтично начавшееся знакомство Персея и Андромеды переросло в долгую семейную жизнь. Сия идиллия – редкость, ведь древнегреческие герои нехорошо обращались со своими избранницами (вспомним Тесея и Ясона).
Прежде, чем перейти к художникам, обратим внимание на еще одну ошибку. В XVI–XVII вв. Персей на картинах вместо сандалий обрел крылатого коня, вероятно, по аналогии с Руджьером, героем популярной тогда поэмы Л.Ариосто «Неистовый Роланд». Руджьер на своем летучем скакуне попал в схожую историю с Анжеликой. Разобрались в этом лишь в XIX в. после картины Энгра, и Персею вернули его сандалии.

Наиболее известно изображение Персея и Андромеды (1621), принадлежащее перу Питера Пауля Рубенса. Мы видим, что бой окончен, где-то внизу «отдыхает» чудище, а Персей, как галантный кавалер, направляется к даме, не обращая внимания на богиню Славы с лавровым венком. Андромеду традиционных рубенсовских форм то ли облачают, то ли разоблачают амуры. Сама она на редкость стыдлива. Такая стыдливость не к лицу девушке в столь пикантной ситуации. Рубенс и сам это понимал, и вот его позднейшая картина (1640).......
продолжение :
http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/ … _no=145300